Когда знаменитая в компьютерном футбольном мире пара Sports Interactive/Eidos Interactive объявила о своем намерении разделиться, преданные поклонники серии Championship Manager пали духом. SI была занята хоккейным менеджером и только подумывала о следующем проекте, а в то, что английский издатель сможет найти команду, которая сделает CM5 не хуже, чем СМ4, мало кто верил.

В этом году Eidos уступила без борьбы (если не случится чуда, и игра не выйдет под Рождество), и SEGA получила возможность спокойно, без излишних треволнений, прочувствовать, насколько правильное решение она приняла.

Основы основ

Неискушенные игроки сочтут FM2005 почти полной копией последнего Championship Manager. Два ключевых элемента — двумерное отображение матча (а также "highlights" и текстовые комментарии) и тренировочный процесс — нисколько не изменились. Мы снова наблюдаем за "колобками" и создаем собственные режимы занятий, распределяя их по дням недели. Правда, копнув глубже, можно узнать, что "прикрепление" тренеров стало чуть более удобным, а в списке созданных разработчиками тренировок есть немало новинок, от расписаний для футболистов различных амплуа до специальных упражнений перед важным матчем. В числе бросающихся в глаза нововведений — новый интерфейс с выпадающими меню, да подросший перечень доступных чемпионатов.

Слышится возглас: "Прекрасно! Но в чем новизна?" Как ни странно, во многом. Наверное, лишь Sports Interactive умеет делать до такой степени одинаковые снаружи и разные внутри игры, что рассказ о них приходится составлять из тщательного анализа всевозможных мелочей.

На пути к реализму

Курс, давным-давно выбранный SI для своих проектов, остался прежним — максимальная приближенность к реальности. До менеджерских контрактов пока не дошло, но взамен предложена гениальная находка — начать карьеру… безработным. Чем больше чемпионатов будет загружено, тем выше шансы, что нас позовет какой-нибудь захолустный клуб. Великолепный стимул.

Что касается поиска клубных кадров — никто не мешает по старинке копаться с настройкой фильтров и раскапывать подходящую кандидатуру, хотя гораздо интереснее оставить заявку и потом изучить "личные дела" приславших ответ специалистов.

Радужное настроение поддерживает активный трансферный рынок. Компьютер, на мой взгляд, действует на нем так же, как и раньше, а вот мы легче избавляемся от своих игроков или пополняем состав достойными новичками.

Тактические настройки традиционно вызывают приступ легкого безумия и производят очень приятное впечатление. Свежий подход — "ползунковая" система, позволяющая настроить "mentality", глубину защитной линии, темп игры и т.д. Кроме того, авторы добавили пару опций — "tight marking" (которая временно "хромает") и "target man", а еще, к превеликому удовольствию фанатов, возродили "должность" плеймейкера. Простор для тактических изобретений огромен, причем "домашние" схемы редко оказываются полезными в гостевых матчах.

Изюминка FM2005 — "mind games", то, что регулярно всплывает в новостях на Eurosport. Новое поколение футбольных менеджеров проповедует идею "подробного" общения с прессой и тренерами других клубов посредством запрограммированных реплик. Допустим, перед матчем с "Арсеналом" можно заявить Арсену Венгеру (Arsen Wenger), что в этом году, на наш взгляд, чемпионство ему не светит. Или, наоборот, выразить восхищение его талантом. Или утешить Алана Кербишли (Alan Curbishley) после разгрома "Чарлтон Атлетик". Перепалка или взаимное восхваление может продолжаться достаточно долго, пока не кончатся варианты. Их, к сожалению, немного, да и повторяются они часто, но разработчики обещают выпустить соответствующий редактор, а в будущих версиях игры серьезно развить идею. Что приятно, некоторые игроки команды определенным образом реагируют на высказывания. В принципе, если не злоупотреблять новинкой, она нескоро надоест (больше вопросов появилось и у прессы, а ответы изменяют наши личные характеристики).

"Eye candy"

Football Manager 2005, как ни парадоксально это звучит, красив и изящен. Здесь нет фоновых картинок (тоже временно), но зато есть логотипы соревнований и команд, цвета клубов и даже фотографии игроков. Правда, далеко не всех (с правами в игре не все гладко: отсутствуют оригинальные названия Еврокубков и символика подавляющего большинства клубов, запретил использовать свое имя Оливер Кан (Oliver Kahn)) — например, фотокарточек лишены футболисты Премьер-лиги, — но неунывающие энтузиасты собираются сделать facepack’и для всех более-менее известных чемпионатов.

Текстовое многообразие изредка оживляют "agent clips" — отрывки видеозаписей, присылаемых агентами игроков. Пользы от них мало, опытному тренеру гораздо больше скажут характеристики (количество параметров, кстати, слегка выросло).

Технические нюансы

Матчевый движок не такой чахлый, как в CM4 (иначе бы первый патч вышел одновременно с игрой), однако досадные ошибки в нем все-таки встречаются. Но мешают ли они наслаждаться процессом, каждый решает для себя сам. Сейчас большинству виртуальных тренеров сильнее всего досаждают нереалистично высокие счета (а значит, очень простые победы и нулевая мотивация) и обилие пенальти. Ругать за это SI, конечно, не стоит — в былые времена, помнится, мы жаловались на постоянные травмы и желтые карточки. При таком объеме информации что-нибудь в игре поначалу обязательно будет функционировать не так, как надо. "Заплатка" тестируется уже давно — видимо, многое исправят и доведут до ума.

Программисты заслуживают похвалы. В кои-то веки игра, сделанная Sports Interactive, стала меньше тормозить при обработке данных. По сравнению с СМ4 прирост в скорости ощущается уже при загрузке выбранных чемпионатов. На моем компьютере "большая пятерка" со всеми низшими дивизионами работала довольно шустро. Вдобавок к этому мы получили возможность регулировать быстродействие — если установить его на отметке "Slow", все просчитываемые операции будут идти в фоновом режиме. Теперь бы еще уменьшить объем "сейвов"…

А вот звук подкачал. Шум стадиона, охи и ахи, рев болельщиков и прочие непременные атрибуты футбольного матча выглядят тускло, лишая игру немалой доли атмосферы. Впрочем, если у вас есть Championship Manager 03/04, можете переписать каталог Sounds и файл match_sounds.cfg — там звуковое сопровождение было намного лучше.

Резюме

Ставшее привычным для проектов SI внимание к мелочам отличает и FM2005. Микроскопические детали создают ощущение нежной заботы об игроках. Авторы вернули статистику встреч между двумя командами, разместили правила турниров (в том числе и принцип распределения призовых денег), соорудили подробный календарь с вкладкой "Important dates" и экран "Milestones" в "preview" матча (специально для тех, кто любит отмечать важные даты в карьерах футболистов — сотый мяч в чемпионате, пятидесятый матч за клуб и т.д.), улучшили механизм руководства сборными, отладили показ сведений в истории всех "активных" клубов…

Из года в год менеджеры Sports Interactive становятся все реалистичнее. Эпоха Championship Manager не закончилась, она просто плавно перешла в эпоху Foo
tball Manager — еще более притягательной, захватывающей и сумасшедшей игры. Прогресс бесконечен? Судя по Football Manager 2005, да.

Системные требования
Pentium III 600 МГц
128 Мб памяти
415 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
1 Гб памяти
670 Мб на винчестере

Источник: Absolute Games

Posted in Обзоры и рецензии

Leave a Comment: