- 0
Рецензия на FIFA 2005 от AG.Ru
Обиднее всего, когда боль причиняют те, кого ты любишь. FIFA 2004 была для меня идеальным раздражителем. Бесхарактерная, недоделанная — безоговорочный победитель в номинации "Разочарование-2004". Полгода назад, после выхода UEFA Euro 2004 и опубликования features-списка FIFA 2005, в приватном разговоре с главным редактором я сказал, что рецензию на эту игру можно писать заранее: кардинальных улучшений не ожидается, движок менять не будут. Максимум того, что мы можем получить, — это очередной подарок вроде "Off The Ball Control", безусловно, приятный, но сути игры значительно не меняющий.
Я не ждал FIFA 2005. Не изучал новые скриншоты, не читал интервью, не следил за рекламной кампанией EA Sports с десятками видеороликов и приглашёнными знаменитостями. Я готовился встретить ее с усмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом. А потом… выпал из жизни.
Вести с полей
На коробке FIFA 2005 красуются Фернандо Мориентес (Fernando Morientes), Андрей Шевченко и Патрик Виейра (Patrick Vieira). По традиции (см. последние игры серии FIFA) один футболист всегда одет в форму национальной сборной (Роберто Карлос (Roberto Carlos) в FIFA 2003, Рональдиньо (Ronaldinho) в FIFA 2004, теперь Мориентес), тогда как остальные — в клубных футболках. Интересно, это делается из каких-то высших соображений или во всём виновато хроническое везение EA Sports на футболистов с неопределённым будущим? Кстати, в американской версии коробки Виейру заменили Освальдо Санчесом (Osvaldo Sanchez, голкипер клуба "Гвадалахара"), чтобы не пугать детишек.
Спустя несколько минут общения с новинкой кошмарная FIFA 2004 показалась страшным сном. Похоже, канадские разработчики прислушались к общественному мнению и сделали соответствующие выводы. Игра щеголяет симпатичным главным меню с шикарными фотографиями на заднем плане (сравните с аляповатым интерфейсом FIFA 2004, выполненном в допотопном 640×480) и удобным экраном редактирования состава. Также стоит отметить появление пункта "Create Player" — больше не придётся пользоваться кривоватыми утилитами для создания игрока.
Cаундтрек — ещё один элемент, изменившийся в лучшую сторону. Казалось бы, логическим продолжением того безобразия, что учинила EA Sports в FIFA 2004, станет включение в FIFA 2005 убогой "песни" "Россия — чемпионка!" в исполнении "Фабрики звёзд". Но нет — в игру вошли 36 треков (38 вместе с парой скрытых), среди которых особо хочется выделить эксклюзивную композицию "EA Sports FIFA Theme" Пола Окенфолда (Paul Oakenfold).
Другим нововведением является EA Store, где на очки, набранные во время игры, можно купить дополнительные комплекты форм, мячи, треки для Jukebox и ночные стадионы. Дороже всех — Пьерлуиджи Коллина (Pierluigi Collina), за удовольствие видеть его в товарищеских матчах сборных нам предлагают заплатить 20000 очков! Авторам следует развить такую любопытную идею с покупкой судей. В режиме карьеры, например, очень бы пригодилась возможность потратить немного денег и обеспечить себе Честное и Беспристрастное судейство: левые пенальти, пропущенные оффсайды, удаления игроков соперничающей команды…
В режиме "Tournament", как и раньше, нет международных соревнований — лишь национальные чемпионаты и кубки стран. Впрочем, при желании можно воссоздать хоть ЧЕ 2004 года. Делается это легко и непринужденно — встроенный инструментарий прост и удобен до неприличия.
Быть Жозе Моуриньо
Похоже, при создании FIFA 2005 разработчики уделили режиму карьеры куда больше внимания, и он уже не напоминает нелепый придаток, кое-как прикрученный к игре за две недели до отправки в печать. Наиболее точно его можно охарактеризовать так: Total Club Manager Ultra Lights.
Если в FIFA 2004 мы могли руководить как командой-аутсайдером, так и суперклубом, то сейчас нам такого не позволят. Начинать будем с низов, и для того, чтобы занять вожделенный пост наставника мадридского "Реала", придётся упорно работать, зарабатывая авторитет и бесценный опыт (все достижения отражаются в разделе "Manager Summary" — там находится статистика выступлений ваших клубов и полочка с аккуратно расставленными трофеями).
К счастью, дизайнеры выбросили на помойку дурацкую схему Prestige Points, распределявшихся между тренировкой и трансферными делами. В FIFA 2005 после каждой победы или ничьей начисляются очки, которые можно потратить на улучшение "характеристик" (назову их так, благо это недалеко от истины). Всего их восемь — тренеры вратарей, защитников, полузащитников и нападающих, тренер по физподготовке, финансовый, медицинский и скаутский отделы. Думаю, нет нужды подробно описывать, на что влияет тот или иной параметр. Максимальное значение одной характеристики — 10 "звёзд". Одна "звезда" стоит целых 100 очков, а за один выигранный матч дают около десятка… Теперь понятно, почему карьеру продлили с пяти сезонов до пятнадцати?
Разумеется, тут есть и свои тонкости. Став главным тренером "Болтона", я решил не тратить драгоценные очки на прокачку стражей ворот, рассудив, что это нецелесообразно: Юси Яскеллайнен (Jussi Jaaskelainen) и так хорош, а натаскивать молодого вратаря глупо — гораздо легче приобрести нового. Ан нет! Через некоторое время на мой модный КПК с логотипом EA Sports пришло сообщение: голкиперы клуба обеспокоены такой политикой тренерского штаба.
Об успехах и неудачах команды вы можете узнать и из периодически появляющихся газетных выпусков с заголовками вроде "Новый тренер команды "ФК им. 25 съезда Монгольской Компартии" Vyacheslav Koloskoff заявляет о больших перспективах", "Vyacheslav Koloskoff извиняется перед болельщиками за ранний вылет из кубка страны", "Koloskoff объясняет затянувшийся кризис в команде", "Решением собрания акционеров Vyacheslav Koloskoff освобождён от занимаемой должности". Иногда мы получаем уведомления типа "Совет директоров доволен вашими результатами — забирайте 200 Upgrade Points".
Помнится, в FIFA 2004 Александр Мостовой мог радовать своей игрой болельщиков очень долго, неизменно оставаясь бодрым и свежим, хотя по логике он давно должен был завязать с футболом: 40 лет — не шутка. Поэтому одним из важнейших параметров футболиста стал его возраст. Игроки научились стареть, терять форму и заканчивать карьеру. Допустим, вы комплектуете команду и ищете хорошего левого защитника. Роберто Карлос — не самый лучший выбор; побегать он ещё сможет, но к концу сезона наверняка повесит бутсы на гвоздь. Вот Филипп Лам (Philipp Lahm) из "Штутгарта" более подходящая кандидатура: молод, перспективен и относительно недорог. Кстати, во время трансферного окна периодически поступают предложения и от других клубов, порой совсем абсурдные: мол, не желаете ли купить неплохого опорного полузащитника тридцати трёх лет от роду?
Важную роль играет параметр "Fitness". Скажем, у вас есть отличный крайний хавбек, выжигающий всю бровку и успевающий как поддержать атаку, так и перекрыть свою зону в обороне. А теперь представьте, что ваш клуб участвует не только в национальном первенстве, но и в кубке страны, и в Лиге Чемпионов. Ну и на сколько хватит этого спортсмена? Приходится осуществлять ротацию состава, подыскивать адекватных дублёров, давать отдых игрокам основы… К слову, об ЛЧ: разработчики устранили досадный недочёт, из-за которого отборочная группа составлялась из команд вашего чемпионата.
И о печальном. Увидеть российскую Премьер-лигу никто не надеялся, но, признаться, я думал, что в EA Sports не смогут проигнорировать факт выхода "Локомотива" в 1/8 финала Лиги Чемпионов. Смогли. Правда, архитектура игры по-прежнему открытая, поэтому ждите мода от отечественных производителей, добавляющего в FIFA 2005 российский чемпионат cо всеми командами, формами, лицами и аутентичными баннерами "ОУКС с проглотом!", "Юрий Шпалыч — нашефсё!" и "А топка не треснет?". Также очень скоро выйдут патчи, исправляющие причёску Дэвида Бекхэма (David Beckham), количество родинок на физиономии Роберто Карлоса, рисунок лысины Зидана (Zinedine Zidane) и прочие не менее значительные детали.
Если отыгрывать весь матч не хочется или некогда, воспользуйтесь кнопкой "Simulate Match". Вам не просто покажут финальный счёт — вы, затаив дыхание, будете следить за ходом встречи в окне "Visual Sim" с возникающими сообщениями: "Puyol tackles hard", "Casillas saves", "Ronaldo controls well and strikes", "GOAL!", "That’s well wide". При необходимости в игру можно вмешаться и попытаться исправить положение.
Bigger, Longer & Uncut
Происходящее на поле тоже приобрело новые черты. Главное отличие от FIFA 2004 — качественная физическая модель; футболисты реалистично двигаются и обращаются с мячом (больше никаких прилипаний!). Игроки дергают друг друга за футболки, сталкиваются, теряют равновесие, поскальзываются, а нападающий, сбитый в штрафной, исполняет натуральный танец умирающего лебедя. Появился дождь, существенно влияющий на поведение мяча и игроков. К нему претензий нет, а вот к ночному времени суток… Кажется, будто игроки намазались маслом "Johnson’s Baby", не забыв обильно полить им и форму: глянцевые пластмассовые фигурки, весело бегающие по полю… Господа, это же не LEGO Soccer Mania!
Несколько слов о "First Touch". В FIFA 2005 футболисты принимают мяч не полутора способами, а весьма разнообразно: с ложными замахами, неожиданными движениями корпусом, уходами в сторону, резкими разворотами, пробросами на ход — всё зависит от того, какие клавиши были зажаты. Грамотное применение "First Touch" позволяет легко и изящно обыгрывать защитников.
Но всё это великолепие можно оценить только при игре за "Барселону", где трио атакующих полузащитников Жюли-Рональдиньо-Деку способно делать на поле буквально всё что угодно: зрелищно обыгрывать защитников, плести хитроумные комбинации, а пасы отдавать исключительно пяткой. В матче же двух скромных клубов из низшего английского дивизиона в глаза бросается громадная разница в классе: удары в "молоко", неточные пасы, плохой приём, слабая техническая подготовленность…
Есть, конечно, и моменты, которые могут омрачить впечатление от FIFA 2005. Во-первых, комментарии. Никто не сомневается в профессионализме Джона Мотсона (John Motson) и Элли Маккойста (Alistair McCoist), но из года в год использовать одни и те же сэмплы — это моветон. Надоедает, знаете ли, постоянно слышать "Oh, here cometh tha freekicka!" при розыгрыше штрафного удара.
Во-вторых, небольшая предсказуемость действий AI. Кто-то в EA Canada чересчур серьёзно воспринял слова Лобановского о важной роли флангов в современном футболе. Иначе как объяснить то, что, к примеру, при выходе трех нападающих на двух защитников AI вместо того, чтобы разыграть лишнего игрока (азбучная комбинация), почти всегда переводит мяч на фланг для навеса в штрафную? Однако этот недостаток несложно устранить, так как FIFA 2005 предоставляет солидный набор сетевых режимов, так что найти спарринг-партнёра — не проблема.
В-третьих, старая система угловых. Да, в реальности большинство подач делаются именно к дальней/ближней штанге и одиннадцатиметровой отметке, но, согласитесь, гораздо приятнее самому определять, куда полетит мяч. Впрочем, справедливости ради надо упомянуть о новой схеме ввода мяча из-за боковой линии: игроки команды-соперника не будут вежливо стоять в сторонке, ожидая, когда вы надумаете бросить мяч — необходимо двигаться, избавляться от опекунов.
В-четвёртых, графические недоработки. Футболки просто-таки отвратительны (хотя тем, кому знакома аббревиатура 2GK, до этого нет дела), да и лица футболистов тоже подкачали.
Take The Power Back
FIFA 2005 — пожалуй, самый удачный проект серии FIFA Soccer за последние несколько лет. Реалистичная физика, затягивающий карьерный режим… Любители компьютерного футбола, не проходите мимо!
P.S. Electronic Arts открывает филиал в Китае, который, в частности, займется разработкой FIFA-игр. Надеюсь, родоначальники футбола ничего не испортят, ведь у канадцев только-только начало получаться.
Автор: Артем ‘Goalie’ Степаненко